Каждый из нас в той или иной степени боится того, что близкий человек его бросит. Но некоторые из нас переживают страх отвержения гораздо интенсивнее других. Можно даже сказать, что это чувство буквально управляет их жизнями…
Откуда берется этот страх? Почему одни люди более восприимчивы к нему, нежели другие?
Его корни кроются чаще всего в глубоком детстве – травмирующая разлука или разлуки с заботящимся родителем, с кем должна формироваться прочная и стабильная привязанность (чаще с мамой), ее холодное отношение. Привязанность носит нестабильный, ненадежный характер, либо полное предоставление ребенка самому себе. В дальнейшем, в процессе взросления часто происходят ретравматизации (повторные травмы) – разрыв с другом, несчастная любовь. В работе с психологом, они ошибочно воспринимаются как первая травмирующая ситуация, так как переживаются в более сознательном возрасте. В дальнейшем, уже во взрослом возрасте страх отвержения с отношений переносится также на работу (страх увольнения и невозможность проконтролировать этот процесс), дружбу, деловые отношения.
Люди, которые боятся, что другой их оставит, часто впадают в две крайности:
1) очень сильно привязываются к человеку, «прилипают», «приклеиваются»,
2) всячески избегают близости, чтобы не раниться, их отношения могут носить исключительно формальный характер, они предпочитают одиночество близости.
Парадоксально, но ни одна из стратегий поведения не приносит ни желаемого спокойствия, ни удовольствия. В первом случае страдают от отношений, во втором от одиночества.
Если человек выбирает чрезмерную привязанность – его партнером, чаще всего оказывается желающий большей дистанции, эмоционально холодный, либо использующий его в своих целях человек. Такой выбор происходит бессознательно – согласно внутренним ориентирам на схожесть с людьми прошлого.
Желание любой ценой сохранить отношения приводит к тому, что переживающий страх отвержения постоянно пренебрегает своими границами, правами – терпит разного рода насилие (физическое, психологическое, экономическое и др.), переступает через свои желания и потребности в угоду другому, старается быть максимально послушным, удовлетворять, даже предвосхищать потребности и желания партнера, всячески угождать. Такая связь представляет собой очень нестабильный союз, так как человек находится практически постоянно в тревоге, что его оставят – потому что недостаточно хорош, мало зарабатывает денег, стареет, и просто, потому что не верит в то, что такого, каким он есть, кто-то может принимать и по-настоящему любить.
Также людям, живущим со страхом отвержения характерно резко обрывать контакты, «сжигая за собой мосты». Заканчивать отношения, не давая партнеру возможности что-либо изменить. Не имея возможности и умения как-либо повлиять на качество отношений, они просто обрывают связь с этим человеком.
Помимо позволения нарушения собственных границ, люди со страхом отвержения и сами нарушают права другого, часто переходят черту. Где-то бессознательно они стремятся к той ранее недостижимой безусловной любви. Стремятся к тому, чтобы почувствовать, что их не бросят, даже если они будут себя скверно вести, ужасно выглядеть и разрушительно действовать. Но страх настолько сильный (хотя часто он может даже не осознаваться, а лишь выражаться в том или ином поведении), что требует постоянных доказательств от другого, проверок – будешь ли ты со мной если я… И тут у каждого свои инструменты. Но чаще всего эти проверки переходят допустимые рамки, выражаясь в насилии, оскорблении другого, унижении и разрушениях. Как ни печально, проходит время, и даже если партнер выдерживает, со временем требуются все новые и новые проверки и доказательства любви и преданности.
В связи с постоянным ощущением непрочности положения у таких людей формируется желание все контролировать – работу, партнера, обстоятельства. Это дает некоторое спокойствие. Но тревога растет, если все предугадать невозможно. А чаще происходит именно так. Они чаще ревнуют партнера, проверяют его переписку, вещи, могут устанавливать прослушивающие устройства. Ибо страх отвержения по ощущениям для них равносилен смерти.
И пока этот страх не будет обнаружен, исследован и проработан – жизнь будет ощущаться очень ненадежным и несчастливым местом.