Каким образом мы заключаем себя во внутреннюю темницу? Осознаем ли мы собственное заключение? Ощущаем ли мы эти стены, запертую дверь, спертый воздух? Осознаем ли мы, как нам дышится в этой тюрьме – легко и свободно или напряженно и тяжело? Достаточно ли нам этого тесного пространства? Кто нас в нее заключил? За какие провинности? И как вышло так, что мы позволили сделать это?
Многие из нас живут в ожидании лучшего будущего. В ожидании того, что жизнь начнется потом. А некоторые уже и ждать перестали.
Как часто мы позволяем себе идти за своими желаниями? Как часто мы позволяем себе право иметь эти желания? Обнаружить их у себя внутри? Не боясь быть эгоистичными, «многого хотеть», «протягивать ножки не по одежке». Позволяя себе быть «плохой» девочкой или мальчиком. Разрешая себе выразить протест, несогласие жить по установленным кем-то правилам и ограничениям. Дать себе право их пересмотреть.
Некоторых моих клиентов поначалу крайне удивляет идея, что жизнь, работа, дети, отношения могут и должны приносить удовольствие. Как сложно некоторым разрешить себе купить хотя бы конфету, ту, которую хочется, а не ту, которая стоит дешевле…
Насколько сильны бывают старые собственно-родительские установки. Так называемое наше дополнительное «наследство». И как сложно бывает выйти за эти прогнившие решетчастые рамки…
Кто выходил, тому знакомо чувство вины, которое приходит следом. Как я могу себе это позволить, если: мама всю жизнь была несчастной, папа ненавидел свою работу, кто-то живет в нищете, кому-то нечего есть в данный момент и многое другое… Страх осуждения невидимой внутренней фигурой. Страх наказания, которое может последовать. Страх разочарований. Сомнение в том, достоин ли я этого…
Отделение от старых убеждений где-то напоминает «грехопадение». Возможно, Адам и Ева чувствовали что-то подобное…
Насколько многие из нас привыкли себя ограничивать (даже если в этом нет никакой необходимости). Отказываться от собственной жизни, жертвуя ее кому-то другому (чего никто не просил), только не себе. Отдавая любовь, заботу, ресурсы людям, которые этого никогда не оценят. Взамен боясь даже попросить, чего уж там, даже намекнуть на то, что для нас безумно важно. Лишая себя очень многого. Всего того, чего мы на самом деле достойны.
Сложно такое существование назвать жизнью. Сплошное разочарование. Медленное угасание. Внутренний суицид…
И все же пребывание в этой тюрьме – наш собственный выбор. Даже если когда-то нас насильно туда засадили. Сейчас мы взрослые. И ответственность за нашу жизнь – в наших руках. Удовлетворенность жизнью зависит от достижения желаемых целей, реализации мечты и желаний. И мы просто обязаны позаботиться об этом!